понедельник, 3 декабря 2012 г.

Армяно- русские отношения


Севанян Альбина Георгиевна

Армяно- русские отношения
    Первые письменные свидетельства об армянах, живших в Древней Руси, относятся к X–XI вв., когда начали устанавливаться торговые и культурные связи между Русью и Закавказьем. Немалую роль в налаживании связей сыграли армянские купеческие общины. Об этом имеются сведения, как в армянских источниках, так и в древнерусских летописях.
   Первые армянские поселения на Руси был на территории Киева, и состояли в основном из ремесленников, купцов, врачевателей. Материальные свидетельства этих жизни армян, остались по наши дни даже сейчас в храме св. Софии Киевской, можно увидеть на стенах выцарапанные армянские граффити со словами молитв и просьбами к святым. Также есть армянские буквы на саркофаге Ярослава Мудрого, который хранится там же. Армянское население принимало активное участие в экономической и культурной жизни города, а также в его защите от врагов: так, согласно источникам, киевские князья, будучи, давно знакомы с армянами и их воинской отвагой, приглашали их на военную службу. Так в 1009 г. великий киевский князь Владимир I Святославович, пригласил несколько армянских отрядов на войну с польским королем Болеславом I Храбрым.
    Армяне, наравне с местными жителями Киева воевали с половцами, печенегами, позднее с монголами, с рыцарями Тевтонского ордена; известно, например, что в битве при Грюнвальде в 1410 г. в составе Смоленских войск было два армянских полка.
    Слывя хорошими строителями, врачами, армянские купцы были посредниками в торговле между странами Востока и Русью, армяне, начиная с XIV века, то есть с периода возвышения Московского княжества, становятся частными гостями Москвы. Первое письменное упоминание о них относится к 1390 году, в одной из летописей появился «некий армянин Авраам» у которого сгорел дом в Москве в Китай-городе; речь, видимо, шла о купце. В торговых делах армянские купцы проявляли большую активность. При их посредстве поддерживалась транзитная торговля по Волге, в которую были втянуты Золотая Орда, Закавказье и Персия.
    В начале XV века в посаде (в районе Китай-города) армяне основали свою общину. Отношения между русскими и армянами носили дружественный характер, чему способствовали близость христианской веры и взаимовыгодное сотрудничество. В дальнейшем, по указу Ивана Грозного многие армяне были поселены в Москве на постоянное жительство в той части столицы, которая называлась Белым городом, где жили «обеленные», то есть свободные люди из иногородцев, пользовавшиеся налоговыми льготами. Этому способствовало и следующее обстоятельство. Согласно летописным источникам, при осаде Казани войсками Ивана Грозного в 1552 года, жившие там армяне под угрозой смерти отказались стрелять из своих пушек в русских воинов либо намеренно делали так, что посланные ими ядра не попадали в цель. После покорения Казани, в благодарность за это армянам были предоставлены определенные льготы, как в самой Казани, так и в Москве, куда они все больше тянулись. Кроме того, один из куполов собора Василия Блаженного на Красной площади в Москве был построен в честь Григория Арменского (Григория Просветителя).
XVII век.
    Можно сказать, что XVII век это время становления и налаживания обширных русско-армянских торговых связей. В 1660 г. Армянская торговая компания во главе с Лусиковым и Ромодамским прибывает в Москву для подписания договора с Российским правительством. Армянские купцы привезли в дар Алексею Михайловичу царский трон, который после получил название «Алмазный» (трон был украшен около 900 алмазами и 1224 драгоценными каменьями и оценен современниками в 22,591 руб.). Договор был подписан,— армянским купцам предоставлялось право возить шелк и другие товары с территории Персии в Россию, и далее в Европу. В следующий приезд армянских купцов в Москву вместе с ними приехал художник Богдан Салтанов, в последующем знаменитый мастер Оружейной палаты, учитель многих русских иконописцев.
     Значительной была роль армянских поселений двух важнейших центров России — Москвы и Петербурга. В результате заключенного в 1660 году договора Москва фактически стала обителью и местом деятельности значительной части армянских купцов и их агентов. Этим торговым договором для армян были созданы льготные пошлины, налоговые и другого порядка условия. В случае споров и недоразумений армяне обращались в ратушу, зачастую в посольскую инстанцию. В решении вопросов участвовали видные деятели московской армянской общины. Гарантия жизни и имущества, привилегии, данные армянам в торговле и промышленности, значительно усилили их приток в Москву. Однако, для многих армян Россия все же оставалась временным пристанищем. Армянские купцы пытались организовать освобождение Армении.
     Итак, армянские купцы в XVII в. положили начало широкому сотрудничеству между армянским народом и Российским правительством. Но почему же именно в XVII в.? После захвата и раздела Армении между Турцией и Персией в 1639 г. армянский народ подвергался жестокому национальному гнету и религиозным преследованиям. Армяне стали искать пути избавления от иноземного ига. Вначале были попытки поиска поддержки у европейских держав, но помощь не была получена. Тогда армяне обратились к Российским самодержцам, которые не отказали в помощи, предоставив разрешения на ведение транзитной торговли в Европу. Существенным обоснованием здесь стали накопленные за века армяно-российские связи, прежде всего торговые, по так называемой «армянской дороге» из Персии по Волге и до Белого моря. При царе Алексее Михайловиче идейно-нравственная и материальная связь двух народов стала скреплять царскими указами. Была подписана серия договоров, по которым, армянским купцам разрешалось вести транзитную торговлю через Россию в Европу.
XVIII век.
    Понемногу отношения между представителями армянского народа и российскими правительством. Переходили на качественно новый уровень, причем с каждым столетием все больше и больше крепли отношения, новый виток в связях представителей армянского народа наступили в XVIII веке.
    После нескольких лет скитаний по Европе, и не добившись положительного ответа от европейских монархов на свой проект по освобождению Армении. Исраэл Ори в 1701 г. прибыл в Москву, с целью обратиться к русскому государю Петру I.
     Петр I внимательно выслушал просьбу карабахских меликов (князей) о заступничестве от персидского ига, и тогда впервые определил необходимость установления политических отношений между двумя христианскими народами. Царь обещал помочь Армении сразу же после окончания войны со Швецией. Исраэл Ори получил звание полковника русской армии и во главе специального русского посольства был направлен в Персию. Однако, планы Исраэла Ори не были реализованы полностью. По возвращении из Персии в 1711 году в Астрахани русский посланник Исраэл Ори скоропостижно скончался.
     Но Петр I, не забыл своего обещания начать войну за освобождение Закавказья, закончив войну со Швецией, он в 1721 году предпринял свой известный «Каспийский поход». Овладения армянским Карабахом, составляющим северные провинции Персии, тогда не состоялось, у Российской Империи еще не было достаточных сил. Тем не менее, армяне узнали о возможностях реализации военно-политического содружества с Россией во имя освобождения своей страны. И в результате политические связи стали возрастать. Кроме того, если смотреть на относительно удачный поход для России, можно сказать, что старания Исраэла Ори не прошли зря.
    После этого появились знаменитые указы Петр I в которых он поощрял переселение армян в российские пределы. 10 ноября 1723 г. Петр I подписал указ, по которому армянам, жившим на Северном Кавказе и в прикаспийских областях, предоставлялся ряд привилегий, им отводилась места для поселений в прикаспийских территориях и предусматривалась значительная помощь. В эти годы из Карабаха в Кизляр, Моздок и другие города прибывали армянские поселенцы.
     Год за годом отношения между представителями армянского народа и Российскими правителями, расширялись и укреплялись. Многие армяне за их вклад в развитие торговли России с зарубежьем получили дворянские титулы. Это известные и сегодня имена меценатов Лазаревых, Атрапетовых, Абамелек, Аргутинских, Деляновых, Лорис-Меликовых и других
    В первой половине XVIII века количество армян живших в пределах Российской империи равнялось от 5 до 10 тыс. человек, однако, точной переписи армянского населения не велось.
    С наступлением эры Екатерининских времён была установлена возможность более активного переселения армян в Россию. Из указа Екатерины II: «Мы даем дозволение выходцам из-за Кавказских гор селиться и признаем за полезное основать города для армян». С тех пор существуют города и районы компактного проживания армян в Краснодарском и Ставропольском краях, в Астраханской, Волгоградской, Ростовской и других областях России, в Николаевской, Херсонской, Одесской областях. Так на юге России появились города основанные и заселенные армянами. Это Нахичевань-на-Дону 1779 г. и прилегающие к городу пять селений, Григориополь 1792 год (ныне Приднестровье), Святой Крест (Буденновск) 1799 год, а немного позже был заложен Армавир 1837 году, (ныне Краснодарский край). Все эти поселения основывались с ведома, разрешения и по приказу российских правителей, в городах жили не только армяне, а также представители других национальностей, но при их закладке, армяне были подавляющим большинством. Помимо этого существовали обширные армянские общины в различных городах России: Каменец-Подольский, Астрахань, Москва, Санкт-Петербург и в других населенных пунктах.
     К тому же в XVIII веке, проводятся активные переговоры между армянским купечеством и российскими правителями по присоединению или точнее, по освобождению Восточной Армении из-под власти персидских шахов, а впоследствии предполагалась война за Западную Армению.
    Существовали проекты по освобождению Армении, в среде крупных армянских идеологов освободительного движения. Таких как: Иосиф Эмин (1726-1809 гг.), Мовсес Баграмян (гг. рожд. и смерти неизв. жил в середине XVIII в.), Шаамир Шаамирян (1723-1798 гг.) и других. Была написана конституция будущей свободной Армении представителями индийских армян. Кроме того, основные идеологи освободительного движения армянского народа свои надежды на освобождение Армении связывали с Российской империей.
XIX век.
    С наступлением XIX века, появилась реальная возможность по реализации плана присоединения Армении к России. В 1801 году вместе с вошедшей в состав Российской империи Грузией к России были присоединены и некоторые северные районы Восточной Армении – Лори, Памбак, Шамшадин. В 1813 году по Гюлистанскому договору, завершившему русско-персидскую войну 1804-1813 гг. к России в числе других регионов отошли Карабахское ханство и ряд областей Восточной Армении.
     Вскоре началась новая русско-персидская война 1826-1828 гг. Россия в очередной раз одержала победу и в 1828 году согласно Туркманчайскому договору к Российской империи отошла вся Восточная Армения. Одним из пунктов договора было переселение из Персии в Восточную Армению армян, депортированных туда, персидским шахом Аббасом I двумя столетиями ранее. Первыми переселенцами были армяне из иранских провинций Хой, Урмия, Салмасат, Марага и Маку. Большую помощь при переселении оказал им тогдашний российский посол в Персии известный писатель и дипломат А. С. Грибоедов, по инициативе которого и был произведен этот акт. Армяне с благодарностью чтят память А. С. Грибоедова ныне в Армении в его честь установлен памятник и одна из улиц Еревана носит название Грибоедовской.
    Присоединение Восточной Армении к России было, несомненно, важным историческим актом, который не только избавил значительную часть армянского народа от физического уничтожения, но и открыл возможность мирного развития Армении. Во всех зарубежных армянских общинах присоединение Восточной Армении к России было воспринято как важнейшее событие, имеющее огромное историческое значение для судеб армянского народа. В дальнейшем, во время русско-турецких войн 1853-1856 и 1877-1878 гг., в пределы России из Турции переселились большое число армян. В этих войнах на стороне России воевали более 40 тыс. армян, и в их числе много военачальников и сотни офицеров из потомственных военных семей. Особенно прославились генералы-армяне В. О. Бебутов, М. Т. Лорис-Меликов, А. А. Тер-Гукасов, И. Д. Лазарев и многие другие.
    В 1828 году на территории Восточной Армении была образована Армянская область, включавшая Ереванский и Нахичеванский уезды и Орубадский округ. В 1849 году, после ряда новых административных реформ, была создана Ереванская губерния, состоявшая из Ереванского, Нахичеванского, Александропольского, Новобаязетского и Ордубадского уездов. Остальные области Восточной Армении были включены в Тифлискую и Елисаветпольскую губернии. В 1868 году на территории Карабаха, входившего в состав Елисаветпольской губернии, были образованы Шушинский, Джебраильский и Джеванширский уезды; незначительная часть края была отнесена к Зангезурскому уезду. Это административное деление в основном сохранялась до 1917 года.
     С развитием капиталистических отношений, чему немало способствовала крестьянская реформа 1870 г. в Восточной Армении, и включением этой области в общероссийский рынок значительно оживилась торговля, усилилась капитализация натурального хозяйства и проникновение банковского капитала в село. Армянская буржуазия направляла свои капиталы в торгово-промышленные предприятия Баку, Тбилиси, Батуми, городов Северного Кавказа. Во многие города России вывозили армянские ковры, шелк, хлопок, изделия из кожи, продукты ремесленного производства, вина, коньяки, сыры.
    Важное значение для развития экономических связей Восточной Армении с другими регионами России имело строительство дорог. В 60-70-е годы XIX века были реконструированы и сооружены шоссейные дороги Тифлис-Ереван, Александрополь-Горис. В конце XIX – начале XX вв. на Южном Кавказе были построены железные дороги Тифлис-Ереван-Джульфа, Баку-Тифлис-Батуми.
    Исторически сложилось так, что деятельность большей части армянской буржуазии протекала за пределами Восточной Армении, в торгово-промышленных центрах Закавказья - Тбилиси, Баку и Батуми. Статистика утверждает, что в конце века 62 % предприятий торговли и промышленности Тбилиси принадлежали армянскому капиталу, его доля в обороте составляла 73 %. Также 66 % акционерных банков Тбилиси также принадлежали армянскому капиталу. В бакинской нефтяной промышленности с момента её основания доминировал армянский капитал «Мирзоян и другие» - из 295 нефтяных скважин Баку, в 1879 году ему принадлежали 155. Армянские меценаты основывали в Закавказье и за его пределами школы, типографии, благотворительные общества и больницы.
    Вот социально-экономический фон, на котором в конце XIX - начале XX веков развивалась общественно-политическая жизнь в Восточной Армении и за её пределами.
XX век.
    В первом десятилетии XX века Армения, вместе с народами России, устремилась к новым идеалам - политическая обстановка в России вызвала забастовочное движение, демонстрации, крестьянские волнения в Восточной Армении и всём Закавказье.
Мировая война прервала развитие этих событий. От Чёрного моря до озера Урмия простёрся Кавказский фронт, где русские войска противостояли турецким. В составе русской армии сражались и десять тысяч армянских добровольцев. В регулярных же частях служили около 250 тысяч армян. В период Первой Мировой войны на территорию Восточной Армении бежало от геноцида около 400 тысяч человек.
    Вскоре в Российской Империи произошла революция и началась смута гражданской войны. В 1922 году образовывается Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика в составе, которой находились Азербайджан, Армения и Грузия, в 1936 году. ЗСФСР расформировывается и три Южнокавказских республики входят в состав СССР самостоятельно.
    Будучи полноправным членом Союза ССР, Армения, добилась значительных успехов в хозяйственном и культурном строительстве, превратившись из аграрной в высокоразвитую индустриальную республику с мощной многоотраслевой промышленностью, с крупным сельскохозяйственным производством, передовой наукой и культурой.
    Отмечая немалые достижения армянского народа в области развития экономики и культуры за советский период, нельзя не сказать о том, что армяне, как и другие народы СССР, испытали на себе беззаконие и произвол культа личности, массовые репрессии, депортации, преступные нарушения национальной политики.
    В августе 1990 Верховный Совет Армении принял постановление о ее новом названии - Республика Армения. А 24 сентября 1991, после августовского путча и распада Советского Союза, Верховный Совет принял «Декларацию о Независимости» и провозгласил независимость Республики Армения на основе проведенного 21 сентября 1991 года референдума. Таким образом, связь между армянским и русским народом перешла на другой уровень, отношения между двумя народами стремятся к сотрудничеству и поддержанию многовековой дружбы. В настоящее время Россия является основным торгово-экономическим и военным партнером Армении, существуют многочисленные договора о дружбе и сотрудничестве между двумя республиками.
В 2005 году прошел «год России в Армении». На следующий год в 2006 году прошел «год Армении в России». Укреплению дружбы между двумя народами активно содействует общероссийская общественная организация Союз армян России.
При подготовке материала были использованы следующие работы:
Тер-Саркисянц А. Е. Армяне: история, этнокультурные традиции. М., 1998.
Тер-Саркисянц А. Е. История и культура армянского народа. М., 2005.
Тихомиров М. Н. Древняя Москва XII – XV вв. М., 1947.
В. Б. Бархударян. Армянские колонии в России и их роль в армяно-русских отношениях. // Из истории вековой дружбы. Под редакцией М. Г. Нерсисяна. Ереван, 1983.
Г. А. Эзов. Сношения Петра Великого с армянским народом, СПб., 1898. Док. 258.

Комментариев нет:

Отправить комментарий